понедельник, 4 мая 2009 г.

Лечение чистотелом

Сбор сырья проводят только в сухую погоду. Это предупредит гниение травы и ускорит процесс сушки. Собираемую траву не следует уплотнять в таре, чтобы сохранить наибольшую ее эффективность. В качестве тары используют корзины, мешки. Сразу после сбора сырье должно быть немедленно доставлено к месту сушки.

Чтобы приготовить настой травы чистотела, одну столовую ложку измельченного сырья заливают в эмалированной посуде стаканом кипятка и настаивают на водяной бане 15 минут. Затем охлаждают 45 минут, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Полученный настой доливают кипяченой водой до объема стакана. Его можно хранить в прохладном месте не более двух дней.

Сок чистотела можно заготовить и на зиму. Для этого осторожно срезают стебли длиной 12-15 см с цветками, пропускают через мясорубку и отжимают сок. На 1 л сока нужно добавить 500 г водки или 250 г спирта.

Хранение

Для сушки травы в большом количестве оборудуется специальное хранилище. Вы же можете использовать для таких целей сухой чердак, сарай, навес в солнечную погоду. Сырье должно находиться в тени, так как солнце негативно влияет на его состав - разрушается хлорофилл, трава желтеет, изменяют окраску цветы, соответственно чистотел теряет часть своих лечебных свойств. Лучший вариант сушки лекарственного сырья, когда трава находится на стеллажах или сушится в подвешенном состоянии. В таких случаях не придется ворошить траву, так как ей будет обеспечено просушивание со всех сторон. Срок годности лекарственного сырья составляет 3 года. Хранить лекарственное сырье чистотела следует в сухом, чистом и хорошо проветриваемом помещении, не зараженном грибками. Само лекарственное средство следует упаковывать в мешки, кипы, тюки, ящики, коробки. Мешки могут быть как бумажные, так и матерчатые. Тара должна быть сухой, чистой и без посторонних запахов. Хранится трава согласно сроку годности. Следует ограничить доступ света в место хранения травы.

Лечение чистотелом

ВНИМАНИЕ! Прежде чем применять указанные рецепты обязательно посоветуйтесь с врачом, т.к. трава ядовита!

Самостоятельно лечиться чистотелом опасно не только для здоровья, но и для жизни. При чрезмерном приеме настоя чистотела возможны угнетение и паралич центральной нервной системы, судороги, усиление слюнообразования и секреции пищеварительных соков, повышение тонуса кишечника и матки. Прием настоя чистотела внутрь противопоказан беременным, больным хронической ишемической болезнью сердца (стенокардией, инфарктом миокарда), микседемой, кретинизмом, гипотонической болезнью, а также при поносах и повышенной сонливости.

Чистотел помогает против начальных форм туберкулеза кожи, истинных аденоматозных полипов толстого кишечника, эрозии шейки матки, папилломатоза кишечника и гортани. Боятся чистотела всякого рода экземы, лишаи, угри. Он способствует заживлению, гнойных ран и язв.

В гомеопатии это растение чаще всего применяют при таких болезнях печени, которые считаются наиболее трудно распознаваемыми, то есть поддающимися диагностике и имеющих следующие симптомы: ухудшение состояния в сырую погоду и его резкое улучшение в теплом помещении, отвращение к холодному питью и мясу и тяга к горячему кофе Иногда гомеопаты считают полезным назначение Chelidonium при пневмонии, плевритах, подагре, головной боли с головокружением и слабостью, раковых заболеваниях желудка и печени.

*

Экзема (лишай)

20 г сухого измельченного чистотела поместить в эмалированную посуду, залить стаканом кипятка, накрыть крышкой, нагревать на водяной бане 15 минут, затем охладить при комнатной температуре в течение 45 минут, процедить, перелить в стеклянную посуду с пробкой. Хранить не более двух дней.

Смазывать полученным настоем больные места.

*

10 г сухой измельченной травы и корней чистотела и одуванчика поместить в эмалированную посуду. Залить стаканом кипятка, накрыть крышкой, кипятить на водяной бане 30 минут, остудить при комнатной температуре в течение 15 минут, процедить, отжать сырье, перелить в стеклянную посуду с пробкой. Хранить в темном прохладном месте не более двух дней. Смачивать больное место.

Дерматит и экзема

*

Настой чистотела используют при лечении различных видов зудящих кожных заболеваний в стадии острого воспалительного процесса. Чаще используют ванночки с настоем чистотела (10 г травы на 100 мл кипятка с последующим охлаждением до 37С) в течение 15 - 20 мин ежедневно. На 2 - 3-й день лечения зуд заметно уменьшается, устраняются гиперемия, отёки, заживают расчёсанные поверхности кожи. Настой травы чистотела втирают в корни волос при перхоти.

Заболевания уха

*

Мазь из чистотела, приготовленная из измельченных листьев и растений: Чистотел - 50 г Ланолин - 25 г Вазелин - 25 г. Смазывать кожу наружного и слухового прохода 2-3 раза в сутки.

Свежий млечный сок и экстракт, разведённый в глицерине используют для удаления бородавок, кандилом, полипов, мозолей а также используются при лечении рака кожи, иногда даже наблюдается полное выздоровление пациентов.. Следует иметь в виду, что заболевания кожи, кроме инфекционных случаев, возникают из-за подавленной враждебности и постоянной тревоги. Бородавки и другие образования на коже следует удалять исключительно на убывающей Луне, независимо от средств, которые при этом применяются. Если процедура в новолуние еще не завершена, обязательно прекратите и продолжите только на следующее полнолуние. Бородавки сводятся следующим образом. Поверхность бородавки смачивают водой и слегка соскабливают стерильным режущим инструментом или пемзой, затем два-три раза в день натирают свежим соком, обильно выделяющимся со среза стебля или корня.

Также чистотелом лечат пародонтозы, его применяют при болезнях печени и желчного пузыря, закапывают в глаза при бельме и трахоме, кладут на больной зуб. При полипах прямой кишки делают клизму из 5 - 7 капель сока чистотела на 50-60 г воды.

Отвар из чистотела и каланхоэ от зубной боли. Сок чистотела - I часть, сок каланхоэ - I часть. Смешать, смочить ватку и приложить к больному месту.

При заболеваниях желудка сок чистотела пить так: первый день по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды. А во второй и последующие дни принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды.

По мнению травников, чистотел может очистить тело от раковых новообразований, но только на ранней стадии болезни. Может ли помочь он при метастазах - скорее всего уже нет, но, как известно, надежда умирает последней.

Настой чистотела для лечения рака:

*

1 ст. ложку сухой измельченной травы чистотела залить в термосе стаканом кипятка, настоять 1-1,5 ч, процедить и пить по 1-2 ст. ложки 3 раза в день за 20-30 мин до еды при раке внутренних органов (при новообразованиях кожи, полипах прямой кишки и т.п. более эффективно местное применение настоя или сока чистотела).

*

Чистотеловая мазь и рак

Приготовить следующую смесь: Порошок травы чистотела 20,0 Ланолин 10,0 Вазелин 70,0. Все хорошо перемешать и использовать при лечении кожного рака (пораженное место смазывать 2-3 раза в день). Мазь эффективна также при лечении мозолей, бородавок, папиллом, кандилом, псориаза, экзем и туберкулеза кожи.

*

Настой чистотела в смеси с крапивой и календулой препятствует разрастанию метастазов. Травы взять в равных весовых частях, измельчить, смешать 1 столовую ложку сбора на стакан кипятка настоять в термосе. Принимать 0,5 стакана утром натощак и другую половину - до ужина.

Лечение носоглотки, гайморовых полостей, лобных пазух, десен. Сок травы закапывать пипеткой через нос, при закапывании 1-2 капель почувствуете легкое пощипывание, через 3-5 мин., когда сок одной капли впитается, пощипывание прекратиться, закапывание следует повторить, так нужно в общей сложности закапывать в каждую ноздрю по целой пипетке сока. Если заложен нос, то при закапывании с первого раза сразу станет легче дышать.

При заболеваниях желудка сок чистотела пить так: первый день по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды. А во второй и последующие дни принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды.

Псориаз. 1,5 столовые ложки чистотела и 1,5 столовые ложки фиалки трехцветной заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 30 мин, процеживают. Принимают всю дозу в течение дня одновременно с ваннами из отвара чистотела.

ГОРЕНШТЕЙН Полина Михайловна (Лина По)



Скульптор. Балерина.





 

Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). В 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, однако, еще раньше у нее появилась тяга к рисованию. Многие дети любят рисовать, только художниками становятся единицы. Однако Полина обнаружила недюжинные способности к изобразительному искусству. В частности к ваянию.

 

Но совмещать эти два увлечения становилось все труднее - ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи. Пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена оказалась притягательнее.

 

Потом занятия в хореографическом училище Воронкова и в 1919 году, на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева появилась обаятельная танцовщица Лина По. Однако, провинциальная жизнь не устраивала молодую балерину, и в 21-м году Лина перебирается в Москву, где она поступает в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дает о себе знать, и девушка поступает еще и в Высшие художественно-технические мастерские, - более известные, как ВХУТЕМАС, на отделение скульптуры. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10-12 часов в день. Времени просто не хватало. И снова предпочтение отдано балету.

 

В 1924 году она оканчивает хореографические мастерские, получив диплом со специальностью режиссера-постановщика танцев. Последующие десять лет были наполнены радостью жизни и творчества. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Тогда-то и пригодилось ее второе увлечение. Талант художника помогал Лине По глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев. Вот что рассказывала сама Лина Михайловна: "Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы... Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел".

 

Увы, всему когда-нибудь наступает конец. Десять лет, как это, в сущности, мало для целеустремленной творческой личности! Но жизнь человеческая, к сожалению, зависит от многих внешних факторов.

 

В 1934 году в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского поступила популярная в то время балерина, талантливый балетмейстер, режиссер Лина По. В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа - энцефалит.

 

Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, поражение зрительных нервов.

 

Профессор Д. А Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В. П. Филатову.

 

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены, неотвратимо пришла беда: Лина По потеряла зрение. Казалось, что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец.

 

Д. А. Шамбуров знал, что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой, писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках, с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал: а нельзя ли использовать разнообразные способности Лины По, ее трудолюбие, настойчивость - неотъемлемые черты характера балерины, для преодоления вынужденной бездеятельности? Чуткий, заботливый врач, он дает ей как бы невзначай  хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку. Когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба, и на свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она сваяла первую скульптуру и назвала ее "Вероника" - задумчиво грустная головка с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.

 

- Вам будет удобнее. Положите фанерку на грудь и лепите.

 

- Нет, не стоит. Зачем? Разве слепой может быть скульптором?! Не дилетантом, а профессионалом - наравне с художниками, которые видят форму глазами?

 

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал: - Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

 

- Спасибо вам, доктор. За все... Обещаю...

 

Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди, начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка. Иногда она вставала с кровати, на костылях добиралась до своего рабочегоуголка... Лепила самозабвенно - пока острая боль не пресекала творческий порыв. Хваталась за стул, задевала костыль, и он с грохотом падал. Испуганно просыпалась Мария Михайловна, вскакивала и бережно укладывала сестру.

 

Прошло несколько месяцев. Исчезли последствия паралича.

 

Но и в этот, самый тяжелый период своей жизни - период душевной и физической боли, страданий, сомнений - Лина Михайловна постоянно работала. На полке стояли "Плачущая девушка", "Юный скрипач", несколько балерин, эскиз портрета племянника Ромы.

 

Приходили друзья, смотрели скульптуры, одобряли. Особенно - фигурки танцовщиц. Часто бывал Дмитрий Афанасьевич. Продолжал лечить больную и с радостью наблюдал, как рождается скульптор.  В один из визитов Шамбуров увидел портрет молодой женщины с чертами Лины Михайловны. В склоненной головке выражено чувство неуверенности, грусти, сомнений. Но чем дольше смотришь на нее, тем явственнее замечаешь момент пробуждения к жизни.

 

В 1937 году, когда не прошло и года после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка ее произведений, о которых заговорила пресса.

 

В феврале 1937 года Лина По начинает работать над "Танцевальной сюитой", а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Прославлением жизни, красоты человеческого тела наполнена эта поэма в скульптуре.

 

При постепенном круговом обзоре ее открываешь все новые пластические аспекты, вызванные сменой взаимодействия друг с другом всех восьми фигурок, так естественно объединенных в композицию, что ни под каким углом зрения не нарушается ее цельность.

Долго можно рассматривать "Танцевальную сюиту" - ювелирность лепки, разнообразие проработки форм - и получать при этом все большее эстетическое удовольствие. От изменения освещенности, игры бликов на фигурках танцовщиц замечаешь не замеченные ранее тонкости.

 

Без малейшего преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики - трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.

 

Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР С. Д. Тавасиев говорил:

 

- "Танцевальная сюита" - вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура... И когда я смотрю на нее - зависть берет: как профессионально, мастерски сделана!

 

В "Вакханке" - центральной фигурке из "Танцевальной сюиты" - уже намечена тема скульптуры "Прыжок". Кажется, вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение вызвано движением рук, похожих на крылья, стремительным наклоном фигуры, связанной с плинтом единственной точкой опоры.

 

Лина По рассказывала, как однажды она создала изящную скульптурную фигурку балерины, назвав ее "Прыжок". Лепила ее с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения. Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: "Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь". Каково же было удивление и родственницы и самой Лины По, когда выяснилось, что никакой новой скульптуры не существует, что Лина перепутала сновидение с действительностью, что "Прыжок" от начала и до конца создан только в сновидении.

 

Но ее сновидения были настолько ярки и зрительно реальны, весь творческий процесс лепки был настолько ощутим, что она очень быстро воссоздала замечательную фигурку "Прыжок".

 

Этот рассказ многое дает для понимания психофизиологических механизмов компенсации слепоты у Лины По.

 

Прежде всего, важно отметить, что зрительные образы ее сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения. Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм. Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти. Обладатель ее не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или любой образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По. "Прыжок" - это гимн свободному и прекрасному человеку.

 

Снова обратимся к высказываниям Лины По. Однажды она сказала литератору А. М. Арго: "...Образ А. П. Чехова пришел мне ночью во сне, пришел ярко, зримо, трехмерно... Я сразу почувствовала все размеры в пальцах"

 

Эта реплика свидетельствует о редкой способности воспринимать образ сразу с помощью нескольких органов чувств. Лина По не только объемно увидела образ А. П. Чехова, но одновременно и почувствовала в пальцах размеры и пропорции скульптуры. Она тут же попросила свою сестру замесить глину и приступила к работе.

 

Разумеется, не всегда и не все было так "просто" и "легко", как может показаться. Бывали очень трудные периоды, когда творческая деятельность угасала и сменялась бездействием, бесплодным унынием, когда исчезали эйдетические образы. И Лине казалось, что она уже никогда больше не сможет творить. Ей нужна была помощь и моральная поддержка. После Д. А. Шамбурова, сыгравшего первостепенную роль в выборе пути, опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.

 

Нестеров был требователен к себе и другим. Но с первых же минут разговора Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм ее натуры.

 

Он долго рассматривал "Веронику", фигурку балерины, "Юного скрипача". Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой.

 

В конце беседы Михаил Васильевич сказал:

 

- Вы будете скульптором.

 

Весной 1938 года "Прыжок" был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета "Советское искусство" сообщала: "Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы: "Прыжок", "Мальчик со змеем" и "Негритенок".

 

Сотрудники Третьяковской галереи причислили "Прыжок" к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Л. М. По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

 

Для выставки Лина Михайловна по памяти повторила "Прыжок", который в некоторых деталях превосходит произведение 1938 года.

 

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, ею создано более ста скульптур.

 

Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду, лишившись зрения, создавать и создать исключительно оптимистические, жизнеутверждающие произведения?

 

Народный артист СССР С. М. Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: "Талант всегда зрячий". Лина По, будучи незрячей, действительно видела.

 

Вот как создавался образ Пушкина. Ее зрительные впечатления об Александре Сергеевиче сложились в основном по хрестоматийно распространенным портретам кисти В.А.Тропинина и О.И.Кипренского, написанным в 1827 году, и московскому памятнику А.М.Опекушина. Они сливались у нее в общее представление о внешнем облике поэта...

 

Только со временем, когда через творчество Пушкина поняла его всеобъемлющую мудрость, его жизненную драму, высветился в ее сознании образ. Теперь она видит поэта во сне. По ее словам, только в течение года видела Пушкина во сне восемь раз. Посмертная маска поэта и сновидения корректировали ход работы над скульптурой. И так продолжалось около двух лет.

 

О работах Лины По очень тепло отзывался и Сергей Тимофеевич Коненков. Некоторые считают, что последнюю версию скульптуры "Паганини", Коненков сделал, увидев ее трактовку образа знаменитого скрипача.

 

- Поражает буквально всё. А портреты исторических личностей - так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства, - говорил скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, отливший посмертную маску Ленина.

 

В 1939 Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история.

 

Узнав, что автор скульптурных произведений - слепая женщина, в это просто не поверили, и отправили к ней весьма представительную комиссию: искусствоведа Грабарь-Мещерину, художника Бориса Яковлева и скульптора Антропова.

 

Впоследствии сестра Лины По так рассказывала об этом визите:

 

- Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец. Именитым гостям работа эта очень понравилась.

 

Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.

 

- Ваша испанка, - сказал он, - очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

 

"Испытуемая" взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:

 

- Вы правы, пусть танцует с веером.

 

Сомнения комиссии развеялись...

 

Выдающийся офтальмолог нашей страны В. П. Филатов, сам не только талантливый ученый, но и художник, и скульптор, и поэт, также высоко оценил ее творчество. К концу жизни Лины По его непрерывными стараниями (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении слепоты. В одном глазу появилось маленькое "оконце для зрения". Однако, как это ни странно, оно мешало процессу лепки, и во время работы Лина По завязывала глаза.

 

Творческие успехи окрыляли Лину По, и она была в буквальном смысле этого слова счастлива. Иногда даже говорила: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: "Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли".

 

Во время Великой Отечественной войны, Лина По была эвакуирована в Уфу. Проживая с сестрой буквально в микроскопической комнатке, чуть ли не два на два метра, в доме на улице Карла Маркса, Лина По ваяла скульптуры на военную, башкирскую и, конечно, любимую балетную тематику.

 

Магинур Бикбова, артистка ансамбля песни и пляски Башкирской филармонии, стала для Лины По моделью в ее работе на башкирские темы. Сначала Лина Михайловна ощупывала лицо артистки и потом по памяти, начинала ваять. Магинур стала моделью для композиции "Башкирский танец с кумысом", а молодая башкирка Гадибэ превратилась в башкирскую мадонну - главную героиню скульптуры "Возвращенное детство" (второе название "Удочеренная").

За годы неустанного, кропотливого и тяжелого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Такое под силу не всякому зрячему скульптору. Но кроме ваяния, Полина Михайловна занималась изготовлением кукол. "Петрушка", "Негр", "Клоун", "Татарка" являются яркими примерами творческой фантазии, гармонии и цветовой выразительности. Используя различные материалы, - ткань и кружево, бисер и стеклярус, кусочки фольги и елочную мишуру, - слепая художница сделала своих кукол действительно театральными.

 

Одна из известнейших работ Лины По - восьмифигурная композиция "Танцевальная сюита", в которой переплелась классическая и народная хореография. Восемь фигурок танцовщиц, главная из которых "Вакханка", дают ощущение движения, свободного полета.

 

Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

 

В том, что экспозиция вновь доступна для зрителей, большая заслуга ветеранов ВОС, которые с завидным упорством добивались ее открытия. Много времени занял поиск произведений Полины Михайловны. Часть скульптур была испорчена. Над их восстановлением трудились специалисты из реставрационных мастерских им. академика Грабаря. На торжестве, посвященном этому событию Анна Павловна Язвина, которую без преувеличения можно назвать подвижницей, сказала:

 

- Мы приложили очень много усилий, чтобы получить эти скульптуры и воссоздать их. Ее творчество многогранно. Я уговаривала ее сестер отдать скульптуры нам, и дала торжественное слово, что они будут экспонироваться в отдельном зале нашего музея.

 

Ее имя имеет мировое значение. Ее талант был очень высоко оценен многими. Вы сможете полюбоваться и оценить то, что было дано этой женщине.

 

Чем интересна Лина По? - сказал художник, оформлявший экспозицию, Алексей Егорович Кошелев. - Это надежда для всех, к кому пришла беда. Потому что нельзя опускаться. Потому что человек обречен изначально, как только родился. Сколько ему отпущено - надо прожить умно, красиво и сильно. Когда человек опускается, это деградация. Вот Лина преодолела болезнь . Рядом оказались интересные сильные люди, которые помогли: великолепный художник Нестеров, Филатов - глазник, который даже писал стихи ей. Вы представляете, когда человек сидит на кровати, и вдруг говорят: "Ничего не потеряно. Еще есть надежда себя выразить".

 

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Старался сделать все возможное... Но 26 ноября Лина По скончалась.

 

Когда она умерла, академик В.П.Филатов написал "Реквием":

 

Угас твой друг!

Разбит сосуд хрустальный!

Жизнь унесла осенняя гроза.

И ты стоишь, бессильный

и печальный.

И горькая в очах

дрожит слеза...

 

Погребена в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

18 января 1899 года - 26 ноября 1948 года



Кросс-пост из сообщества "Чтобы помнили".