вторник, 28 апреля 2009 г.

аскеры

Однажды ко мне подошла девушка с собачкой и попросила полтинник. Я дала полтинник, хотя нищих обычно игнорирую. Вернувшись через некоторое время на ту же улицу, снова увидела ее там. Так я впервые столкнулась с аском.

Кто такие аскеры?

Если набрать в гугле "аскерство", "аск", неизбежно вылезают уличные музыканты, фаерщики и хиппи. Они, путешествуя по городам, кормятся с помощью аска. При этом они могут просить деньги на что-то реалистичное типа бутылки пива, а могут выдумывать и совершенно экзотические предлоги, неправдоподобность которых очевидна (на лечение золотых рыбок), зато всем весело. Иногда аскеры аскают и вовсе ради искусства, а не из-за потребности в деньгах. Еще есть аскеры в узком смысле - специальные люди в группах музыкантов или фаерщиков которые подходят к прохожим с кепочкой, но они из той же оперы. В общем, аскерство - такая модная субкультурная практика.

Однако создается ощущение, что появились и профессиональные аскеры, которые не являются приверженцами хипповской или какой-либо иной философии. То есть аскерство превратилось в новую форму нищенства.

Традиционное нищенство появилось в средневековье и замешано на христианской культуре. То, что мы видим сегодня, это жалкие отголоски. Юродивый не юродив, больной не болен, увечный не увечен, говорящий "Христа ради" не верит в Христа, а может быть, и подающий тоже. Я пытаюсь сказать, что сейчас практически нет людей, ведущих "юродивый" образ жизни, но есть люди, которые изображают юродивых, и им все равно подают, несмотря на очевидность обмана, ибо какой-никакой символический смысл сохраняется.

Можно предположить, что то же самое с аскерами: существуют аскеры, не являющиеся настоящими неформалами, и тем не менее им подают, потому что в этом есть символический смысл - аскер символизизует независимость от общества, эскапизм. Но вернемся к даме с собачкой, которая получила от меня полтинник. Почему я дала ей денег? Какая картина мне нарисовалась?

Я вовсе не думала, что дама с собачкая - несчастная неформалка, потерявшаяся в большом городе и томимая похмельем. Я даже не думала, что она цинично изображает неформалку. Нет, мне нарисовалась совсем другая картина: обычная девушка, забыла дома деньги, срочно надо... ну что-то срочно надо. В общем, такой же человек, как и я, со временной и легко устранимой проблемой.

Это наводит на глубокие размышления. Почему современному человеку в лице меня западло подать персонажу, у которого дом сгорел, а мама в больнице, чем персонажу, который забыл дома кошелек? Только ли в том дело, что среди погорельцев слишком много симулянтов и им никто не верит? Я думаю, нет.

Уж не знаю, что там происходит с аскерами-хиппи и во что они вырождаются, но аскерство, которое наблюдала я, имеет несколько иной смысл. Тут срабатывает протестантская или, если хотите, буржуазная этика. Нищему не подаешь, потому что он сам виноват во всех своих несчастьях, т.к. ничего не делает, да еще, наглец, и хочет прожить на твой счет... и грязный какой-то, вонючий. В то же время прилично одетый человек, который забыл деньги на метро, наверняка является трудолюбивой, интегрированной в общество единицей и помочь ему не жалко.

Помогая, ты как бы страхуешь себя от аналогичной ситуации, убеждаешься, что помогут и тебе. Страховаться же от пожара, болезни или потери жилья вовсе не хочется, здоровый духом мещанин не верит, что с ним могут произойти крупные неприятности, нет, крупные неприятности - удел тунеядцев. Судьбу, с точки зрения буржуа, можно винить только мелочах, глобальные же потрясения - всегда дело рук само пострадавшего. Считать так довольно комфортно. Проявлять альтруизм по мелочи тоже приятно.

Короче говоря, все мои путаные рассуждения вели к тому, что в обществе потребления и нищие уже другие - у них смешные проблемы и они пахнут одеколоном.

..ЧТОБЫ ЙЕРБА НЕ КОНЧАЛАСЬ! А я себе калебасу прикупила.. Буду мате в ней пить..

"Кончится йерба, и мне конец, - подумал Оливейра. - Единственный настоящий диалог, на который я способен, - диалог с этим зеленым кувшинчиком". Он изучал необычайные повадки мате: как пахуче начинает дышать йерба, залитая кипятком, и как потом, когда настой высосан, она оседает, теряет блеск и запах до тех пор, пока снова струя воды не взбодрит ее, ни дать ни взять запасные легкие - подарок родной Аргентины - для тех, кто одинок и печален."

Хулио Кортасар "Игра в классики"

Пожалуй, на российской земле у кофе появился достойный конкурент! Его имя звучит тоже лаконично и красиво - мате. Да... мате!!! Как много в этом звуке для сердца латиноамериканского слилось! Этот восхитительный напиток будоражит не только знойных латиноамериканцев. Россиянам он тоже пришелся по вкусу. Уже достаточно давно во всех продвинутых кофейнях в меню напитков обязательно числится мате. И все больше и больше москвичей потягивают во время дружеских встреч не кофе, а именно мате.

Мате - это не чай. Вернее, не чай в традиционном понимании. Проще говоря - это парагвайский чай, который получают из сухих листьев вечнозеленого тропического дерева Ilex Paraguariensis. Это его научное название. В быту же это растение называется проще - Йерба Мате (Yerba mate).

Мате - это не только символ отдыха и дружеского расслабляющего общения между близкими и друзьями. Распивание мате в латиноамериканских странах - это еще и деловая традиция. В Южной Америке мате подают на деловых встречах, дипломатических приемах и светских вечеринках. В таких случаях мате пьется из одного кувшинчика (и с одной соломинкой), который по очереди, подобно трубке мира, передается от одного участника пития мате к другому. Проводит подобный ритуал обычно сам хозяин дома (или самый уважаемый человек в доме), который наливает мате и подает его сначала самому уважаемому участнику или гостю. Есть вариант этой традиции, когда первым мате пьет сам хозяин. После того как гость выпивает весь мате, хозяин вновь доливает кипяток в тот же кувшинчик и подает его следующему по значимости гостю. Заварка обновляется только после того, как кувшинчик по очереди обойдет всех участников пития мате. В современной официальной традиции мате заваривают и подают как обычный кофе или чай, в отдельных кувшинчиках для каждого.

По внешнему виду готовый мате больше всего напоминает зеленый чай - это прозрачный светло-зеленый настой с ярким "травяным" ароматом. Людям, привыкшим к чаю, мате на первый взгляд может показаться слишком безвкусным, но во время пития вкус мате меняется. Ценители мате в латиноамериканских странах больше всего любят именно постепенность в раскрытии вкуса мате - от легкого травянистого привкуса в начале пития, до явно выраженных горечи и терпкости, напоминающих качественный зеленый чай, в конце пития. После того как калебаса полностью опустела, в нее снова доливают горячую воду. Количество доливок, разумеется, зависит от качества используемого мате, но в среднем это 2-3 заварки.

Oсобой экзотики процедуре пития мате добавляет использование своеобразной утвари.

КАЛЕБАСА (calebaza) - кувшинчик для заваривания и также для питья мате. Калебаса - это сосуд, который изготавливается из выдолбленной и высушенной тыквы. Лучшими калебасами традиционно считаются тыквенные, так как, по мнению знатоков, они лучше всего обеспечивают оптимальный температурный режим заваривания и прекрасно сохраняют вкусовые характеристики мате. Но за тыквенными кувшинчиками необходим особый уход: после каждого пития мате их обязательно нужно вычищать, вымывать и, главное, хорошо сушить. Хранить калебасы также необходимо в чистом сухом месте, иначе они быстро становятся непригодны для использования. Если вы долго не пользовались калебасой, то перед тем как вновь начать ее использовать, ее необходимо "оживить". Для этого калебаса доверху засыпается мате и заливается кипятком. Этой "заварке" дают постоять 2-3 дня, потом ее вытряхивают, а калебасу тщательно споласкивают. Считается, что в результате подобного "лечения" из калебасы убираются посторонние запахи и закрывают поры в стенках сосуда.

Для подслащенного чая внутренняя поверхность смачивается и добавляется немного сахара, но так, чтобы полностью покрыть внутренние стенки и дать высохнуть. Затем внутрь кладут два маленьких горящих кусочка угля и калебасу с закрытым верхом трясут, чтобы уголь сжигал сахар на стенках. Этот процесс повторяют несколько раз. Разумеется, такую специфическую обработку горячим углем можно и не делать. После этого сосуд промывают горячей водой и увлажняют небольшим количеством водки из сахарного тростника или шнапсом, содержащим большое количество сахара. Этот напиток может заменить сахар, так как он также слегка сладкий. После этого калебаса наполняется мате и с большим количеством указанной выше водки настаивается примерно 10 часов. После этого сосуд готов к применению.

БОМБИЛА (bombilla) - соломинка, через которую пьют мате. Она может быть прямой или слегка изогнутой. В верхней части соломинки находится слегка уплощенный мундштук, а в нижней (которая опускается в воду) - шарообразное утолщение с множеством маленьких отверстий, то есть ситечко.

Описанная выше технология заваривания "горького" мате (так называемый "cimarron" - шимарон, также ее называют "настоящим мате") не является единственной. Например, можно заваривать "горький" мате не просто кипятком, а горячим молоком или водой напополам с молоком. Подобный "молочный мате" рекомендуют пить на ночь, чтобы смягчить его стимулирующее действие.

Первыми обнаружили дикорастущие Йерба мате индейцы гуарани. Они снимали с деревьев листья и готовили из них напитки. Широкое употребление мате среди индейцев было вызвано его явными целебными свойствами, которые способствовали повышению иммунитета, восстановлению нервной системы, предотвращению истощаемости организма, вызванного разными болезнями, избавлению от бессонницы и как результат - замедлением старения организма. Употребление мате позволяло им также обходиться без еды в течение длительных периодов времени, легко утоляя чувство голода.

Легенды индейцев говорят о том, что Йерба мате индейцы гуарани получили в дар от богов. Однажды в незапамятные времена светлокожий и синеглазый бог Пайа Шаруме (Paia Sharume) путешествовал со слугами через джунгли в один из божественных городов. Дорога была очень тяжелой, путешествие затянулось, и запасы еды иссякли. И вот когда их силы были на исходе, путешественники вышли на небольшую поляну, где увидели скромное жилище и такое же скромное хозяйство. Их встретил старик и его дочь неземной красоты, которые, не зная кто перед ними, накормили путников, отдав им все свои запасы еды и зарезав единственную курицу, которая у них была. Наутро Пайя Шаруме, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика:

- Старик! Почему ты живешь со своей дочерью так далеко от людей?

- Я не хочу, чтобы люди видели красоту моей дочери, - отвечал старик. - Ее красоту могут осквернить люди, а она принадлежит богам!

Пайя Шаруме решил их отблагодарить за гостеприимство и, открывшись, кто он, сказал:

- Ты прав, старик! Ее красота действительно божественна! Но люди должны знать о ней! Поэтому я превращу ее в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты, и со временем о Саа (индейское название Йерба мате) узнает и оценит весь мир!

Приготовление:

1. В калебасу на 2/3 объема засыпается сухая заварка мате.

2. Калебаса наклоняется таким образом, чтобы заварка ссыпалась к одной стенке, а возле другой образовалась пустота.

3. В калебасу маленькими порциями постепенно подливают холодную и горячую воду. Воды должны быть немного - в идеале она должна лишь слегка смочить заварку, полностью впитавшись.

4. Несколько минут вода полностью впитывается в мате. Готовность можно определить, слегка наклонив кувшинчик - заварка теряет сыпучесть, немного разбухает и выглядит как густая-прегустая зеленая каша.

5. В кувшинчик аккуратно помещают бомбилу, заткнув верхнее отверстие большим пальцем (для герметичности, чтобы не просочились травинки). Опускают бомбилу на дно калебасы, слегка заглубив ее в гущу заварки.

6. После этого доливают кувшинчик почти доверху горячей водой. Вода должна быть не горячее 70-80°С, если заливать мате кипятком, то он быстро теряет свои вкусовые свойства и начинает горчить. В правильно приготовленном мате сухая заварка должна сильно разбухнуть и заполнить собой кувшинчик доверху. После заливки горячей водой мате начинают пить почти сразу же, время настаивания колеблется от 30 секунд до 2 минут. От слишком долгого настаивания мате также начинает горчить. Пьют мате не торопясь, потягивая маленькими глотками самую гущу со дна кувшинчика. Обжечься при питье практически невозможно, так как от этого защищает налитая на этапе 3 холодная вода.

"Вареный мате"

В кипящую воду засыпают заварку мате из расчета примерно 50 граммов заварки на 1 литр воды. Кипятят две минуты, потом снимают с огня и через ситечко разливают по чашкам или калебасам. Вареный мате пьют с сахаром.

"Сладкий мате"

Сахар в виде порошка может изначально засыпаться в калебасу вместе с сухой заваркой (или на дно кладется ложечка меда), а потом доливается горячая вода. Технология заваривания ничем не отличается от приготовления "горького" мате, только заливают заварку уже подслащенной горячей водой с предварительно разведенным в ней сахаром или медом.

"Холодный мате"

Готовится как и классическое "горькое" мате, только заливается холодной водой и настаивается несколько дольше (иногда до часа). В холодный мате часто добавляют лед, сахар, апельсиновый или лимонный сок, листья мяты и т. п.