воскресенье, 19 июля 2009 г.

Наконец-то о Карпатах!

Долго размышляла: то ли писать много буков, то ли мало. Пока размышляла, рабочая неделя так закрутила, что небо с овчинку показалось. Потому - как получилось.

Карпаты чудесны...

И перед грозой.

И после грозы.

Удалось повидать несколько мест, где - к стыду моему - ранее бывать не приходилось. Например, в Яремче.

Ранее, собирая материал для книги, я как-то больше по диким местам бродила, а в туристические места все недосуг. Теперь вот добралась - в один из тех дней, когда мольфар принимал пациентов, а значит, на меня времени не оставалось. Ибо. впрочем, об одном отдельно взятом приемном дне мольфара - сказ впереди.

Водопад красив, хотя в остальном Яремче - типичный советский курортный городок, не в обиду будь сказано тамошним жителям.

В другой мольфарско-приемный день сходила (пешком, а как же - бешеной собаке семь верст не крюк, да и идти туда не семь верст, а всего-то километра три) в соседнее село Криворивню. Оно славно двумя факторами: во-первых, там часто останавливался и работал Иван Франко. Показывают даже "камень Франка", на котором он якобы сидел и писал. Я тоже посидела. как в том анекдоте - вдохновение не пришло, зато кушать захотелось :)

Во-вторых, в селе до сих пор сохранилась гражда - традиционная гуцульская хата. Этой - около 150 лет. Именно в ней снимали все интерьерно-хатные эпизоды фильма "Тени забытых предков".

Гражда, конечно, реставрировалась, но сволоки остались нетронутыми - со времен постройки. На них до сих пор видны защитные обереги - знаки земли, воздуха и воды, солярные кресты и "громовые колеса".

Говорят, что пра-пра-пра-бабка нынешнего хозяина хаты - Параска - была любовницей Ивана Франко, и говорят, именно один из ее сыновей послужил прототипом Ивана Палийчука в повести Коцюбинского "Тени забытых предков". Интересно, знал ли об этом Параджанов, когда выбирал Криворивню для сьемок фильма?

Еще побывала возле старой хаты моего мольфара, именно там много-много лет назад мольфар познакомился с моим отцом. Хата высоко на склоне горы, там уже никто не живет, только траву вокруг косят, но на пороге до сих пор - подкова.

А дворище мольфара по-прежнему охраняет тот самый Черный Кот.

А охранять есть от кого. Потому что людей - тьма-тьмущая. Не было дня, чтобы мольфар принял меньше 25-30 людей. А, согласитесь, в возрасте 80 лет это нелегко уже даже человеку с его способностями. Я понимаю, что измененное состояние и так далее. но совесть-то иметь надо! Я в данном случае не о мольфаре.

Например. В субботу - приемный день - иду я утром поздороваться и занять очередь для своих львовских читателей-друзей. Только я на порог - как грудью перекрыла мне путь решительная дама: "Здесь очередь!" Я спокойно отвечаю: "Очередь я заняла, а теперь просто иду поздороваться. и вообще, я не на прием, я гостья." И берусь за дверную ручку. А мне в спину: "Вот бессовестная. а чтоб тебе руки отсохли." Сами можете представить, что я на это ответила. Но самое поразительное, - когда я вышла с хаты, у ворот меня догнала та самая дамочка, и спросила: "Ну так вы мне скажите, - он действительно помогает, или только говорит?.." Немая сцена. Что я могла ответить? Опять-таки опускаю.

Итак, в тот день я заняла для моих друзей очередь в 9 утра. Зашли они к мольфару в 5 вечера, и когда они уходили, -- во дворе оставалось еще человек тридцать. И он всех принял. И выслушал. И дал совет, лечение, надежду. нужное подчеркнуть. И так каждый день. Еще раз спрашиваю: желающие стать мольфаром остались?..

.А на следующий день - воскресенье, день неприёмный, посвященный мне! - сели мы с мольфаром на берегу Черемоша, выпили на двоих бутылку коньяка, играли в две дрымбы и пели в два голоса.

О нет, к сожалению, сей замечательный план остался планом, потому что нечего рисковать авторитетом :) Хотя коньяк мы пили, да, и настойку на 77-ми травах тоже - в мольфарском кабинете, за беседой о моей новой книге.

.Зато в Купальськую ночь мы с мольфаром пошли в горы, развели костер, сварили зелье - не спрашивайте, из каких трав! - изменили сознание и предались оргии.

Ой, это эпизод из моей грядущей повести, задуманной именно в Купальскую ночь, которая прошла чинно и мирно, хотя заговоренный костер, полная луна и прочие атрибуты присутствовали в полной мере.

Ватра разгорается.

Мольфар готовится заговаривать купальский костер.

И от он уже весело трещит искрами.

Полнолуние над Черемошем.

И немного огненной магии в такую ночь не помешает.

Папарацци всюду. Я прощаюсь с Мольфаром.

.и с домом, в котором жила.

Для меня любое путешествие ценно тремя вещами. Новыми впечатлениями (да, о да!), новыми знаниями (об этом - один из следующих постов!) и новыми друзьями. И вот теперь - кстати о. Отдельную благодарность выражаю моему старому читателю и новому другу, Святославу с Ивано-Франковска, прекрасному человеку (vasilisa_ogneva не даст соврать!) и великолепному фотографу, котрому я искренне признательна за чудесные снимки купальской ночи и за гостеприимство в Ивано-Франковске.

.Карпаты все же прекрасны :)

- Курс лечения несложен: хорошее питание, отдых и еще вот это.

Я очень люблю такие субботы, когда ничего не надо делать, учить, ехать никуда тоже не надо. В такие субботы я обычно валяюсь и читаю, точнее "глотаю" книги. Вчера, как- то так незаметно получилось, что книга заглотила меня:)

Разным людям нравятся разные книги. Кто-то любит строгий выстроенный по всем правилам сюжет и  "правильные" развязки,  а кто-то запутанные линии и открытый финал.  Я относительно всеядна, люблю современную прозу во многих ее проявлениях, но в классических старых книгах я себя чувствую все-таки уютнее. Именно таким я наверное и могу охарактеризовать роман Дианы Сеттерфилд  "Тринадцатая Сказка" - уютным.

У этой книги много недостатков. Да, это не английский "готический" роман, а всего лишь попытка создать оный. Да, это наверное готовый сценарий для фильма (А фильм кстати может быть хороший, и я со вчерашнего вечера думаю, кого я бы хотела видеть на месте главных героев). Да, сюжет книги в некоторых местах предсказуем как и ее в меру голливудкий happy end. И тем не менее, я вчера провела замечательный день. Это наверное как прийти в дом к другу, где тебе некоторые вещи не нравится, у себя ты бы сделал по другому, но чувствуешь себя там очень тепло и уютно.

И напоследок особенно понравившийся отрывок...



 

Пришел доктор Клифтон. Он послушал ритмы моего сердца и задал ряд вопросов:

- Бессонница? Нерегулярный сон? Ночные кошмары? Я трижды кивнула.

- Так я и думал.

Он сунул градусник мне под язык, после чего встал со стула и подошел к окну. Стоя ко мне спиной, он спросил:

- Какие книги вы читаете?

Я не могла внятно ответить из-за градусника во рту.

- Вы читали "Грозовой перевал"?

- Угу.

- А "Джен Эйр"?

- Угу.

"Чувство и чувствительность"?

- Угу.

Он обернулся и посмотрел на меня очень серьезно.

- И, надо полагать, вы прочли эти книги не по одному разу?

Я кивнула; он нахмурился.

- Перечитывали многократно?

Еще один мой кивок; морщины на его лбу стали глубже.

- Начиная с юного возраста?

Его вопросы меня озадачили, но, поскольку они задавались с самым серьезным видом, я сочла нужным кивнуть еще раз.

Его глаза под темными бровями сузились в щелки. Я уже не сомневалась в его способности так запугать пациента, что тот срочно пойдет на поправку лишь ради того, чтобы скорее избавиться от доктора.

Он склонился надо мной, чтобы взглянуть на показания градусника.

....

Он извлек градусник из моего рта и, скрестив на груди руки, объявил диагноз:

- Вы страдаете от хвори, которой подвержены многие впечатлительные и романтически настроенные леди. Основными ее симптомами являются частые обмороки, хроническая усталость, отсутствие аппетита, подавленное настроение. С одной стороны, случившийся кризис вполне можно объяснить склонностью к прогулкам по болоту под ледяным дождем при отсутствии надлежащих водонепроницаемых средств защиты, но глубинную причину этого следует искать в какой-то эмоциональной травме. К счастью, в отличие от героинь ваших любимых романов, ваш организм не был ослаблен лишениями, характерными для жизни в прежние, более суровые и менее здоровые столетия. Вы не страдали с юных лет ни от чахотки, ни от полиомиелита, ни от букета различных заболеваний, порождаемых антисанитарией. Посему у вас есть шанс остаться в живых.

Он посмотрел мне прямо в глаза, и я не смогла отвести взгляд, когда он строго произнес:

- Вы плохо питаетесь.

- У меня нет аппетита.

- L'аррetit vient en тапgеапt.

- Аппетит приходит во время еды, - машинально перевела я.

- Совершенно верно. Аппетит к вам вернется, но вы должны будете проделать свою половину пути ему навстречу. Вы должны захотеть, чтобы он вернулся.

Теперь настала моя очередь хмуриться.

- Курс лечения несложен: хорошее питание, отдых и еще вот это. - Он сделал запись в своем блокноте, а затем вырвал страницу и положил ее на столик у кровати. - При неукоснительном соблюдении режима слабость и хроническая усталость пройдут в течение нескольких дней.

Он убрал в саквояж свое хозяйство и встал, готовясь уйти, но в последний момент обернулся.

- Я еще хотел спросить о снах, которые вас беспокоят, но если вы не желаете беседовать на эту тему.

Я взглянула на него холодно.

- Не желаю.

- Что ж, так я и думал.

Уже в дверях он попрощался со мной взмахом руки и был таков.

Я потянулась к столику за рецептом. Энергичным размашистым почерком на листке было написано: "Сэр Артур Конан Дойль. Рассказы о Шерлоке Холмсе. По десять страниц дважды в день вплоть до окончания курса".

**



Я думаю, что и эта книжка станет хорошим лекарством для одной особо впечатлительной и романтически настроенной леди. Ну по крайней мере я очень надеюсь!