пятница, 14 августа 2009 г.

Традиционный японский дом

Только в собственном жилище можно чувствовать себя в относительной безопасности, отдохнуть от давления окружающего мира и побыть с семьёй наедине. Что же представляет из себя традиционный японский дом?
В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца - зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша - она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега.
Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены - амадо - делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи. Первоначально веранда (энгава) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума, чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками.
При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки. Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76х0,88 м.
В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) - эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев. Во время праздников в токонома помещают соответствующие атрибуты и украшения, правда, в последнее время чаще всего в нише ставят телевизор.
Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса.
Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет - достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами. Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома:
- дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби.
- камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование.
Таким образом обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе - по мере уменьшения дохода и престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор - проще.
Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным. В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет. В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж.
Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра. Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе.
Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев.
В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь" площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня - в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж.

книги которые надо прочитать всем(100 обязательных книг в мире)

Список книг:
     "Война и мир", Лев Толстой. 1869
     "1984", Джордж Оруэлл, 1949
     "Улисс", Джеймс Джойс. 1922
     "Лолита", Владимир Набоков. 1955
     "Шум и ярость", Уильям Фолкнер, 1929
     "Невидимка", Ральф Эллисон. 1952
     "На маяк", Вирджиния Вульф. 1927
     "Илиада/Одиссея", Гомер. Восьмой век до нашей эры
     "Гордость и предубеждение", Джейн Остин. 1813
     "Божественная комедия", Данте Алигьери. 1321
     "Кентерберийские рассказы", Джеффри Чосер. 15-ый век.
     "Путешествия Гулливера", Джонатан Свифт. 1726
     "Миддлмарч", Джордж Элиот. 1874
     "Распад", Чинуа Ачебе. 1958
     "Над пропастью во ржи", Джером Сэлинджер. 1951
     "Унесенные ветром", Маргарет Митчелл. 1936
     "Сто лет одиночества", Габриель Гарсия Маркес. 1967
     "Великий Гэтсби", Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. 1925
     "Уловка-22", Джозеф Хеллер. 1961
     "Возлюбленная", Тони Моррисон. 1987
     "Гроздья гнева", Джон Стейнбек. 1939
     "Дети полуночи", Салман Рушди. 1981
     "О дивный новый мир", Олдос Хаксли. 1932
     "Миссис Дэллоуэй", Вирджиния Вульф. 1925
     "Сын Америки", Ричард Райт. 1940
     "О демократии в Америке", Алексис де Токвиль. 1835
     "Происхождение видов", Чарльз Дарвин. 1859
     "История", Геродот. 440 год до нашей эры
     "Общественный договор", Жан-Жак Руссо. 1762
     "Капитал", Карл Маркс. 1867
     "Государь", Николо Макиавелли, 1532
     "Исповедь", святой Августин. Четвертый век
     "Левифан", Томас Хоббс. 1651
     "История пелопонесской войны", Фукидид. 431-ый год до нашей эры
     "Властелин колец", Джон Р.Р. Толкиен. 1954
     "Вини-Пух", Алан Милн. 1926
     "Лев, Колдунья и волшебный шкаф", Клайв С. Льюис. 1950
     "Поездка в Индию", Э.М. Фостер. 1924
     "На дороге", Джек Керуак. 1957
     "Убить пересмешника", Харпер Ли. 1960
     "Библия", автор неизвестен, год издания неизвестен
     "Заводной апельсин", Энтони Берджесс. 1962
     "Свет в августе", Уильям Фолкнер. 1932
     "Души чёрных людей", Уильям Дюбуа. 1903
     "Широкое Саргассово море", Джин Рис. 1966
     "Мадам Бовари", Гюстав Флобер. 1857
     "Потерянный рай", Джон Мильтон. 1667
     "Анна Каренина", Лев Толстой. 1877
     "Гамлет", Уильям Шекспир. 1603
     "Король Лир", Уильям Шекспир. 1608
     "Отелло", Уильям Шекспир. 1622
     "Сонеты", Уильям Шекспир. 1609
     "Листья травы", Уолт Уитмен. 1855
     "Приключения Гекльберри Финна", Марк Твен. 1885
     "Ким", Редьярд Киплинг. 1901
     "Франкенштейн", Мэри Шелли. 1818
     "Песнь Соломона", Тони Моррисон. 1977
     "Пролетая над гнездом кукушки", Кен Кизи. 1962
     "По ком звонит колокол", Эрнест Хемингуэй. 1940
     "Бойня номер пять", Курт Воннегут. 1969
     "Скотный двор", Джодж Оруэлл. 1945
     "Повелитель мух", Уильям Голдинг. 1954
     "Хладнокровное убийство", Труман Капоте. 1965
     "Золотая тетрадь", Дорис Лессинг. 1962
     "В поисках утраченного времени", Марсель Пруст. 1913
     "Вечный сон", Раймонд Чандлер. 1939
     "Как я умирала", Уильям Фолкнер. 1930
     "И восходит солнце (Фиеста)", Эрнест Хемингуэй. 1926
     "Я, Клавдий", Роберт Грейвз. 1934
     "Сердце - одинокий охотник", Карсон МакКаллерс. 1940
     "Сыновья и любовники", Дэвид Лоуренс. 1913
     "Вся королевская рать", Роберт Пенн Уоррен. 1946
     "Иди, вещай с горы", Джеймс Болдуин. 1953
     "Паутина Шарлотты". Э. Б. Уайт. 1952
     "Сердце тьмы", Джозеф Конрад. 1902
     "Ночь", Эли Визель. 1958
     "Кролик, беги", Джон Апдайк. 1960
     "Век невинности", Эдит Уортон. 1920
     "Случай Портного", Филипп Рот. 1969
     "Американская трагедия", Теодор Драйзер. 1925
     "День саранчи", Натанаэль Уэст. 1939
     "Тропик рака", Генри Миллер. 1934
     "Мальтийский сокол", Дэшил Хэметт. 1930
     "Темные начала", Филипп Пулман. 1995
     "Смерть приходит за архиепископом", Уилла Кэсер. 1927
     "Толкование сновидений", Зигмунд Фрейд. 1900
     "Воспитание Генри Адамса", Генри Адамс. 1918
     "Цитаты председателя Мао Цзэдуна", Мао Цзэдун. 1964
     "Многообразие религиозного опыта", Генри Джеймс. 1902
     "Возвращение в Брайдсхед", Ивлин Во. 1945
     "Молчаливая весна", Рейчел Карсон, 1962
     "Общая теория занятости, процента и денег", Джон Мейнард Кейнс
     "Лорд Джим", Джозеф Конрад. 1900
     "Простимся со всем этим", Роберт Грейвз. 1929
     "Общество изобилия", Джон Кеннет Гэлбрейт. 1958
     "Ветер в ивах", Кеннет Грэм. 1908
     "Автобиография Малькольма Икс", Алекс Хейли и Малькольм Икс, 1965
     "Выдающиеся викторианцы", Литтон Стрэчи. 1918
     "Цвет пурпурный", Эллис Уокер.
     "Вторая мировая война", Уинстон Черчилль. 1948

Обаме угрожают в четыре раза чаще, чем его предшественнику Бушу


Охрана президента США ежедневно реагирует на 30 потенциальных угроз жизни Барака Обамы, который подвергается им в четыре раза чаще, чем его предшественник Джордж Буш.


Об этом сообщает британская газета Daily Telegraph со ссылкой на только что опубликованную книгу Рональда Кесслера "В Секретной службе президента" ("In the President`s Secret Service").


По данным ветерана вашингтонской журналистики, в период президентства Джорджа Буша-младшего Секретная служба США, ответственная за безопасность первых лиц государства, ежегодно реагировала на три тысячи потенциальных угроз главе государства.


Обама, проходивший у службы личной охраны под кодовым именем "Ренегат" до вступления в должность (сейчас он Potus - President of the United States), еще не завершил свой первый год на посту президента. Однако число сигналов о потенциальных угрозах для первого чернокожего президента США с момента его вступления в должность увеличилось в четыре раза.


Так, в книге Рональда Кесслера рассказывается, что накануне инаугурации Обамы Секретная служба получила информацию о том, что террористы, связанные с сомалийской исламистской вооруженной группировкой "Аш-Шабаб", могут попытаться сорвать эту церемонию.


Для пресечения возможных действий террористов в районе проведения инаугурации президента были скрыто размещены более десятка команд снайперов.


Еще один раскрытый заговор с целью убийства Обамы в прошлом году вынашивала группа американских расистов.


Большинство сигналов о потенциальных угрозах безопасности президента США держится Секретной службой в строгой тайне, поскольку, как опасается охрана, они могут "вызвать подражания".


Хотя большинство таких сигналов оказываются необоснованными, все они, тем не менее, должны быть тщательно расследованы.


После избрания Обамы президентом под охрану взяты супруга Мишель, получившая кодовое имя Flotus (First Lady of the United States), и две дочери четы, 11-летняя Малиа и восьмилетняя Саша, названные соответственно Radiance ("Светящаяся") и Rose Bud ("Розовый бутон").