вторник, 28 апреля 2009 г.

аскеры

Однажды ко мне подошла девушка с собачкой и попросила полтинник. Я дала полтинник, хотя нищих обычно игнорирую. Вернувшись через некоторое время на ту же улицу, снова увидела ее там. Так я впервые столкнулась с аском.

Кто такие аскеры?

Если набрать в гугле "аскерство", "аск", неизбежно вылезают уличные музыканты, фаерщики и хиппи. Они, путешествуя по городам, кормятся с помощью аска. При этом они могут просить деньги на что-то реалистичное типа бутылки пива, а могут выдумывать и совершенно экзотические предлоги, неправдоподобность которых очевидна (на лечение золотых рыбок), зато всем весело. Иногда аскеры аскают и вовсе ради искусства, а не из-за потребности в деньгах. Еще есть аскеры в узком смысле - специальные люди в группах музыкантов или фаерщиков которые подходят к прохожим с кепочкой, но они из той же оперы. В общем, аскерство - такая модная субкультурная практика.

Однако создается ощущение, что появились и профессиональные аскеры, которые не являются приверженцами хипповской или какой-либо иной философии. То есть аскерство превратилось в новую форму нищенства.

Традиционное нищенство появилось в средневековье и замешано на христианской культуре. То, что мы видим сегодня, это жалкие отголоски. Юродивый не юродив, больной не болен, увечный не увечен, говорящий "Христа ради" не верит в Христа, а может быть, и подающий тоже. Я пытаюсь сказать, что сейчас практически нет людей, ведущих "юродивый" образ жизни, но есть люди, которые изображают юродивых, и им все равно подают, несмотря на очевидность обмана, ибо какой-никакой символический смысл сохраняется.

Можно предположить, что то же самое с аскерами: существуют аскеры, не являющиеся настоящими неформалами, и тем не менее им подают, потому что в этом есть символический смысл - аскер символизизует независимость от общества, эскапизм. Но вернемся к даме с собачкой, которая получила от меня полтинник. Почему я дала ей денег? Какая картина мне нарисовалась?

Я вовсе не думала, что дама с собачкая - несчастная неформалка, потерявшаяся в большом городе и томимая похмельем. Я даже не думала, что она цинично изображает неформалку. Нет, мне нарисовалась совсем другая картина: обычная девушка, забыла дома деньги, срочно надо... ну что-то срочно надо. В общем, такой же человек, как и я, со временной и легко устранимой проблемой.

Это наводит на глубокие размышления. Почему современному человеку в лице меня западло подать персонажу, у которого дом сгорел, а мама в больнице, чем персонажу, который забыл дома кошелек? Только ли в том дело, что среди погорельцев слишком много симулянтов и им никто не верит? Я думаю, нет.

Уж не знаю, что там происходит с аскерами-хиппи и во что они вырождаются, но аскерство, которое наблюдала я, имеет несколько иной смысл. Тут срабатывает протестантская или, если хотите, буржуазная этика. Нищему не подаешь, потому что он сам виноват во всех своих несчастьях, т.к. ничего не делает, да еще, наглец, и хочет прожить на твой счет... и грязный какой-то, вонючий. В то же время прилично одетый человек, который забыл деньги на метро, наверняка является трудолюбивой, интегрированной в общество единицей и помочь ему не жалко.

Помогая, ты как бы страхуешь себя от аналогичной ситуации, убеждаешься, что помогут и тебе. Страховаться же от пожара, болезни или потери жилья вовсе не хочется, здоровый духом мещанин не верит, что с ним могут произойти крупные неприятности, нет, крупные неприятности - удел тунеядцев. Судьбу, с точки зрения буржуа, можно винить только мелочах, глобальные же потрясения - всегда дело рук само пострадавшего. Считать так довольно комфортно. Проявлять альтруизм по мелочи тоже приятно.

Короче говоря, все мои путаные рассуждения вели к тому, что в обществе потребления и нищие уже другие - у них смешные проблемы и они пахнут одеколоном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий