вторник, 5 января 2010 г.

Сексуальные подтексты в книгах о Гарри Поттере (часть вторая)



Написано sspena Оригинальное сообщение Сексуальные подтексты в книгах о Гарри Поттере (часть вторая)

Продолжаю цитировать Кэсси Малфой

8.

Итак. Фред и Джордж Уизли - пара, парадоксальная сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это - блистательное доказательство того, что Ро сама не вполне контролирует собственное подсознание, ибо столь подробно и четко прописанных инцестов во всей мировой литературе существует - по пальцам пересчитать. Во-вторых, - забавно, но в мире Ро, где в личной жизни ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕСЧАСТЛИВЫ чуть не все персонажи, близнецы Уизли - едва ли не единственная счастливая пара.



Почему?

Рассмотрим поподробнее.

Итак. Ключевые слова у нас здесь - "синдром Диоскуров" (сверхсильная эмоционально-эротическая фиксация братьев друг на друге) и "нарциссический инцест" (сексуальная связь именно между БЛИЗНЕЦАМИ, каждый из которых видит в партнере продолжение собственного "я", свое "отражение"). Что поражает в Фреде и Джордже Гарри ИЗНАЧАЛЬНО, еще в "ФК"? Два момента. Первый - как подчеркнуто эти двое держатся ВМЕСТЕ и ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, дополняя друг друга даже на вербальном уровне. Второй (и это более важно, чем может показаться, наблюдательности Гарри всегда стоит доверять) - как подчеркнуто они НАРУШАЮТ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРАВИЛА. Далее, он с тем же поразительным простодушием зафиксирует и еще кое-что - Фред и Джордж НИКОГО не допускают в свое "внутреннее пространство". Рядом может крутиться Ли Джордан, но он - РЯДОМ и не более, как "рядом" Ремус Люпин с напряженным внутренним пространством, в котором развивается драма "Сириус - Джеймс", как Гарри "рядом" с парой "Гермиона - Рон". Никакая страсть к совместным проделкам не в силах оправдать постоянной "совместности" Фреда и Джорджа, да и Ли Джордан, от книги к книге, все реже упоминается как третий участник этой милой компании. Поражает легкость, с которой Фред в "КО" приглашает на Святочный бал Анжелину, а она соглашается, притом Анжелина тут же возобновляет преванную беседу с приятельницей, а Фред... ЗЕВАЕТ и обращается к... Джорджу, с каковым и уходит. Снова схлопывается "сфера внутреннего пространства", замыкающая этих двоих в мире, абсолютно недоступном для окружающих. Гарри наблюдает за близнецами во внутрисемейном кругу (кажется, уж в большой и дружной семье Уизли признаки фамильной любви должны проявляться между всеми ее членами в равной мере), но видит... все ту же картину. Фред и Джордж настолько наглухо отделены от окружающих, что даже Молли Уизли воспринимает их исключительно как единое целое, братья же, за исключением негативистски-брезгливого Перси, и вовсе не пытаются завязать с близнецами сколько-нибудь тесный контакт. Даже Джинни обращается со своими проблемами исключительно к Рону, - никогда к Фреду и Джорджу... интровертность зеркального ряда между этими двоими превосходит человеческое разумение.

Теперь - о "нарушении правил". Здесь нам опять приходится вспоминать Мародеров, - ну, хотя бы потому, что между ними и близнецами постоянно проводит параллели Гарри (а мы уже договорились доверять наблюдательности Гарри). И... что получается? Отточенно-злыми, издевательскими шуточками Фред и Джордж напоминают вовсе не четверку Мародеров, а... все тех же замкнутых во внутреннем пространстве Сириуса и Джеймса! По сути, близнецы - это Сириус плюс Джеймс минус Лили... а что такое Сириус плюс Джеймс минус Лили? Фиксация сверхсильного уровня! Близнецы нарушают правила броско, демонстративно, они в каждом жесте бросают вызов общепринятым социальным и этическим поведенческим нормам. По Фрейду же, человек, демонстративно нарушающий поведенческие нормы социальные, явственно дает понять обществу, что так же невысоко ставит и нормы сексуальные (сублимация первого уровня). Близнецы уходят из Хогвартса (ярко уходят, опять-таки скандально, социопатично) и, по идее, их связь в "реальном", "экстравертном" мире за стенами Хогвартса должна бы ослабнуть, как и страсть к злым "сублимационным" шуточкам... ничуть не бывало. Экстремально усиливается и то, и другое. В "ПП" мы получаем фактическую параллель легендарной выходке Сириуса с Визжащей хижиной, а Фред и Джордж там, по сути, завершают свое превращение в "единое" существо. Итак, какие же мы можем сделать выводы из суммы предложенных фактов? Близнецы предельно замкнуты друг на друге, они не склонны пускать кого бы то ни было (включая братьев, сестру и родителей) в свой внутренний "мир на двоих". Они практически постоянно находятся друг с другом либо в физическом контакте, либо в визуальной досягаемости. Они, простите, равнодушны не только к девушкам, но и к юношам, равнодушны вообще ко всем, кроме друг друга, - и при этом склонны к социопатическим сублимационным выходкам, долженствующим почеркнуть их "неповиновение" общественным законам и их "внутреннее единство". Их фиксация взаимна и разделена, они просто ФИЗИЧЕСКИ не способны существовать в отсутствие друг друга. Они последовательно "отсекают" тех, кто пытается проникнуть в созданную ими интрореальность. Согласно фрейдизму, сочетание ЛЮБЫХ ТРЕХ из вышеперечисленных пунктов уже является стопроцентным доказательством "нарциссического инцеста". А здесь - все, расписанное, разложенное честной Ро по полочкам. Вывод завершите сами!



9.

Итак. Сэр Люциус Малфой. Ключевое слово, как ни странно, - "сублимация". Второе ключевое слово - "отчужденность".

Интересно, что Ро, достаточно много пищущая о сэре Люциусе, практически не изображает его в личной жизни. Заметим сразу, что Ро НИКОГДА И НИЧЕГО не делает случайно, и попытаемся разобраться - почему?

Люциус НЕСЧАСТЛИВ В БРАКЕ. Собственно, его брак несчастлив ИЗНАЧАЛЬНО и ДВУСТОРОННЕ. Первая и единственная сцена в сериале, в которой сэр Люциус и леди Нарцисса выступают (хотя бы и чисто светски) в роли семейной пары, - квиддичный матч в "КО". Причем (всегда стоит доверять наблюдательности Гарри) у Нарциссы на лице написано совершенно не поддающееся описанию выражение отвращения, Люциус же, как обычно, обдает окружающих двусмысленно-ледяной отчужденной любезностью. Что испытывает к мужу Нарцисса - см. в соответствующей главе, речь сейчас не о ней. Речь об отчуждении Люциуса, которое поражает читателя с первой же сцены его появления в "ТК". Люциус холодно-небрежен в обращении с совершенно по-детски пытающимся привлечь его внимание капризами Драко и в очередной (очевидно) раз совершает попытку "маскулинизации" сына путем насильственного его втаскивания в квиддич. Этот мотив будет неоднократно повторяться в сериале, повторяться на все более усиливающихся нотах, до втягивания Драко в круг Упивающихся, - и постепенно начинает возникать вопрос - да ЧЕМ ЖЕ так не устраивает Люциуса Драко такой, какой он есть? И вот тогда-то полезно вспомнить некую фразу, проскользнувшую в письме сэра Люциуса сыну - насчет противодействия Нарциссы переводу сына в Дурмштранг. Одна фраза, - но сколько в ней яду, ненависти к жене и презрения к Драко! Совершенно ясно, что женственность и слабохарактерность сына раздражают Люциуса вовсе не сами по себе, а потому, что в Драко он сублимирует ненавидимую Нарциссу! А пытается (путем насильственной маскулинизации) сублимировать СЕБЯ. В сущности, у Люциуса есть потенциал стать совсем неплохим отцом, если бы эмоциональное сходство Драко с Нарциссой не ставило его постоянно перед отчуждением от сына. Интересно при этом, что Люциус (сам клиническая жертва деспотического отца), совершает, опять-таки клинически, ту же ошибку в воспитании Драко. Как и всякая жертва семейного насилия (психологического, но от этого не легче), принимая на себя роль "хозяина ситуации", он принимает и ролевую модель поведения собственного отца, видимо, не до конца осознавая, какой вред нанесен был ему лично. Результат - ни разу за весь сериал с Люциуса не слетает маска отчужденности, надетая на него в детстве. И тут уместно присмотреться ко второму уровню сублимации Люциуса, - сублимации неудачной личной жизни в жизни социальной. Почему блестяще реализованный социально Люциус, в принципе не склонный к "войне в открытую" мастер тонкой закулисной игры и политической интриги, вообще ринулся очертя голову в сомнительную аферу с Волдемортом? Деньги? Но он богат. Магглоненавистничество? Люциусу чужды истерический надрыв темпераментных Блэков, увлеченность Каркарова, расчетливая игра со смертью Снейпа, "фанатизм" - вообще слово не из его лексикона. Что же происходит? Очень просто. Происходит "адреналиновый голод". Люциус, патологически нереализованный в сексуальной и эмоциональной сфере, ищет адреналина и эмоциональной напряженности в риске борьбы за Волдеморта. Подавленное подсознание мстит ему эмоциональной фрустрацией, выливающейся в дикую, совершенно сексуальную СТРАСТЬ К ОПАСНОСТИ. Люциус избавляется от своего вечного отчуждения, только рискуя, - и тут-то, на этой грани жизни и смерти, подсознание мстит ему еще одним сюрпризом. Беллатрикс Блэк. Женщина, неосознанно заставляющая Люциуса в "ОФ" выйти за грань разумного риска. Воплощенная сила, воплощенная эмоциональная раскованность (с точки зрения Люциуса, конечно), легендарный семейный темперамент, которого, как на грех, лишена Нарцисса... Мы не можем утверждать, что имеем дело с УСТАНОВИВШЕЙСЯ ФИКСАЦИЕЙ, однако максимальное приближение к таковой уже СУЩЕСТВУЕТ. Отдает ли себе отчет в происходящем Люциус? Скорее всего, - нет, иначе постарался бы воздвигнуть между собой и Беллатрикс свое вечное защитное отчуждение. Однако то, что на подсознательном уровне у него уже прочно сидит смысловой ряд "риск - свобода - эмоциональный накал - Беллатрикс - сексуальность" - это, с точки зрения фрейдизма, совершенно очевидно...

10.

Итак. Еще одно последнее преданье, и летопись окончена моя.

Альбус Дамблдор.

Ключевые слова - манипулятивность, контроломания, садизм, "комплекс Бога".

Альбус Дамблдор выполняет в текстах Ро роль крайне двойственную. В отношении поверхностном он представляет собой (по крайней мере, пытается это сделать и до известной степени сам верит в это) сверх-отцовскую фигуру не только для большинства представителей "младшего" поколения, но и для большинства представителей поколения "старшего". Почему же Дамблдор перманентно проваливается в роли, которую во "Властелине Колец" с таким успехом исполняет Гэндальф, а в "Звездных войнах" - магистр Йода? Ответ на это заложен в более глубинном взгляде на роль Дамблдора в саге...

Итак. Сублимация сексуальности... Дамблдор обаятелен и знает об этом. Он, на протяжении всего сериала, поддерживает с преподавательницами Хогвартса игривые, невинно-бонвиванские отношения, с удовольствием подчеркивая, что краснеет от женских комплиментов ("КО"), неоднократно доверительно беря под локоток Минерву Мак-Гонагалл ("ФК", "ТК"), галантно ухаживая за мадам Максим ("КО"). Интересно, что этот "шутливо-галантный" тон он выдерживает в "УА" и в отношениях с Гермионой. То есть первый уровень сексуальной сублимации Дамблдора перед нами, как на ладони - обаятельный пожилой джентльмен, несомненный любимец и любитель женщин в прошлом, и сейчас готовый оказывать им чувственно-эмоциональное внимание, хотя бы и в платонической форме. Мило. Но не совсем верно. Поскольку сублимационный уровень номер один для Дамблдора - лишь "публичный имидж", за которым скрывается сублимационный уровень номер два - манипулятивный.

Об искусстве манипуляции, которым в совершенстве владеет Альбус, можно писать тома по практической бихевиористике, - тут уместно вспомнить и тонкую интригу с введением в преподавательский состав Ремуса Люпина, и двойственную роль в судьбе Сириуса Блэка, однако нас сейчас интересуют два осознанно-сексуализированных (сексуальность здесь трактуется в широком, не персонифицированно-эротическом смысле) манипулятивных действия Дамблдора, произведшего здесь практическую попытку сыграть "сверх-отцовскую" роль. Насильственная "маскулинизация" Гарри Поттера, достигшая своего пика в "ПП", и давняя, темная история отношений с Северусом Снейпом. Притом приходится признать, что здесь, как и обычно у Ро, ситуация вновь идет "на повторе". И Снейп, и Гарри лишены реальной отцовской заботы. И тот, и другой "искусственно" приближены к себе Дамблдором. И у того, и у другого отношения с ним носят подчеркнуто интимизированный, релятивистский характер, причем в обоих случаях Альбус это поощряет. Судьбой и того, и другого Альбус старается управлять с максимальным уровнем контроля над становлением личности, - причем до известной степени преуспевает. Наконец, и Гарри, и Снейп оказываются в достаточно раннем возрасте психологически надломлены "сверх-отцовской" контроломанией Дамблдора, последовательно воспитывавшем в Снейпе - параноидальную ангедонию, а в Гарри - маниакальную агрессивность. Наконец, и тот, и другой в итоге оказываются совершенно неспособны на установление нормальных эмоционально-сексуальных отношений! Вопрос - зачем это нужно Дамблдору? Ответ на это - третий уровень сублимации Альбуса, - садистский. Садизм в фрейдизме далек от садо-мазо игровой субкультуры, как небо от земли, и основывается он на ВЛАСТИ. Сексуальность сублимируется в наслаждение, получаемое от ВЛАСТИ над избранной "жертвой", от ее покорности, от ощущения собственной вседозволенности. О садизме Дамблдора, проявляемом в отношении Гарри и Снейпа, можно писать отдельную работу, сейчас на это просто нет времени. Можно лишь вкратце упомянуть и печальное детство Гарри, одной волей Дамблдора заброшенного в дом Дурслей (причем Альбус сознательно не пользуется вышеупомянутой властью, чтобы обеспечить Гарри нормальное существование, т.к. мальчик в Хогвартсе нужен ему лишенным привязанностей во "внешнем" мире), и неприятную роль, которую Дамблдор сыграл в истории с Визжащей хижиной, фактически вынудив юного Северуса не давать этой истории хода и спровоцировав тем его последующую патологическую "закрытость" и вспышки агрессии в отношении окружающих, и личную ненависть к Волдеморту, которую на протяжении "ПП" Альбус искусно (и искусственно) прививает Гарри, и роль двойного агента, для которой он фактически "лепит" Северуса, лишая его человеческих привязанностей... (Любопытно заметить в скобках, что третья из намеченных "жертв" - Том Риддл - оказался достаточно силен психически, чтобы вырваться из-под контроля Альбуса, хотя и получил при этом колоссальный, неконтролируемый ущерб и массу реализованных впоследствии комплексов, в свете чего ненависть Волдеморта к Дамблдору становится несколько менее неадекватной и непонятной.)Остается только спросить - почему Дамблдор избрал такой странный способ поддерживать близкие отношения с людьми, к которым явно неравнодушен?

Возможно, знай мы больше о молодости Альбуса, мы могли бы понять, на каком этапе сексуальность "полноценная" сменилась у него сексуальностью сублимационно-садистической, однако этого, увы, мы не знаем. Остается только констатировать факт, - манипулятивность в сочетании с "комплексом Бога" и контроломанией приобрело у него к старости характер осознанного садизма, проявляемого в отношении особо избираемых "жертв" - Гарри и Снейпа.

Конец

Комментариев нет:

Отправить комментарий