воскресенье, 29 марта 2009 г.

Е.В. Сахаров Загадки царя Ивана Грозного

Почти пять веков правил род Владимира Мономаха Русью (1113-1610 гг.). И едва ли будет преувеличением сказать, что самым известным представителем этой династии является царь Иван IV Васильевич Грозный (1533-1584 гг.). Сложно представить себе человека, который никогда не слышал имени Грозного царя. О нем написано много книг и снято фильмов. Складывается впечатление, что историки досконально изучили историю периода правления Ивана Грозного и самое большее, что можно еще делать - это уточнять отдельные детали той далекой эпохи.

Однако, это не так! Традиционная концепция истории XVI в. рушится, как карточный домик, если обратиться к захоронениям Архангельского собора Московского Кремля, который с ХIV по начало XVII вв. служил усыпальницей дома Мономашичей.

Захоронение царя Ивана Грозного находится в дьяконнике Архангельского собора. Надпись на надгробии Ивана Грозного сообщает нам вполне традиционный факт:

ЛЕТА 7092 ГО

ДУ МАРТА В 18 ДНЬ НА ПАМА СТЫХЪ

МЧНИКЪ ХРИСАНФА И ДАРИ ПРЕ

СТАВИС БЛГОВЕРНЫЙ ГСДРЬ ЦРЬ

И ВЕЛИКИЙ КНSЬ ИВАН ВАСИЛ

ЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ ВО ИНОЦЕХ ИО

НА

Как выяснилось при вскрытии гробницы царя Ивана в 1963 г., на крышке белокаменного саркофага выбит следующий текст (текст эпитафии воспроизводится по фотографии [4], ил. 15):

В ЛЕТО 7092 МАРТА

ВЪ 18 ДНЬ ПРЕСТАВИС БЛГО

ВЕРНЫ И ХРИСЛЮБИВИ ЦРЬ

И ВЕЛИКИЙ КНАЗ ИВАН ВАСИЛЕВИЧЬ

ВСЕА РУСИ САМОДЕРЖЕЦЬ ВО

ИНОЦЕХ ИОНА НА ПАМЯ КИРИЛА

АРХИЕПИСКУПА ЕРУСАЛИМСКАГО

ЗА ПОЛТОРА ЧАСА ДО ВЕЧЕРА

Как будто все правильно, надписи на надгробии и на крышке гроба сообщают, что в 1584 (7092) г. умер царь и великий князь Иван Васильевич. Но проблемы возникают с останками того, кто здесь был захоронен в марте 1584 г. Обратимся к статье А. Андреева и В. Белецкой "Загадки гробницы Ивана Грозного" (1964 г.). В этой статье приводиться интервью с известным ученым-антропологом М.М. Герасимовым.

"Следуя своему методу, Михаил Михайлович накладывает на копию черепа царя Ивана пластилиновые мышечные ткани. Ученый внимательно исследует все особенности черепа. Ведь от малейшей детали зависит будущий скульптурный портрет его героя. Например, сначала казалось (подчас первое впечатление самое верное! - авт.), что ШВЫ ЧЕРЕПНОЙ КОРОБКИ ОЧЕНЬ МОЛОДЫ, НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗРАСТУ ЧЕЛОВЕКА В 53 ГОДА. При более тщательном изучении оказалось, что аномалии нет (так ли это? - авт.).

НО СОХРАНИВШИЕСЯ ЗУБЫ ИВАНА? Это задача, над которой стоит поломать голову. СОГЛАСНО ВСЕМ МЕДИЦИНСКИМ ДАННЫМ, ОНИ МОЛОЖЕ ЦАРЯ ПОЧТИ НА 20 ЛЕТ. ЗУБЫ РОВНЫЕ, КРЕПКИЕ НЕ СНОШЕННЫЕ, КАК У МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. ДВА РЕЗЦА СОВСЕМ НЕ СТЕРТЫ, КЛЫКИ ТОЛЬКО ПРОРЕЗАЛИСЬ.

- Представляете, до сорока лет некоторые зубы у Ивана были молочными. Невероятно! - говорит Михаил Михайлович" [1], с. 30.

Действительно, невероятно! Автор сделает резюме выше сказанному: человек, захороненный в могиле царя Ивана Васильевича, умерший в 1584 г., УМЕР В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ. Таким образом, он не мог быть сыном Василия III, родившимся в 1530 г. и ставшим в 1547 г. первым русский царем. Это обстоятельство ни как не устраивает историков-традиционалистов. И очевидно после того, как был замечен этот "прокол", М.М. Герасимов попытался как-то исправить щекотливую ситуацию. "Представляете, в летописях упоминалось, что до сорока лет некоторые зубы у царя Ивана были молочными. Ясно, что этому никто из нас не верил. Все оказалось правдой!" - сказал как-то Герасимов. На лицо была какая-то генетическая аномалия, в принципе положительная. К сожалению, не удалось проследить этот признак ни по восходящей, ни по нисходящей линии. Вопрос остался на стадии констатации факта" [3], с. 276. Только почему-то, Герасимов не называет ни одной летописи или летописного свода, где говорилось бы о сорокалетнем Иване Грозном с молочными зубами. Автору, а также ряду профессиональных историков, с которыми автор говорил на данную тему, такие летописи неизвестны. Отметим также, что в статье 1964 г., написанной по горячим следам, заявления М.М. Герасимова о генетической аномалии НЕТ! Это заявление появилось позже (да и принадлежит ли оно в действительности М.М. Герасимову?).

И это не единственная "медицинская аномалия" останков из захоронения царя Ивана Васильевича. Принято считать, что царь жил очень активной половой жизнью, от чего, страдал на протяжении многих (!) лет, распространенным в средние века венерическим заболеванием - сифилисом. Английский купец Джером Горсей (XVI в.), долгое время живший в Москве, пишет о том, что Иван Грозный был жутким развратником. Якобы в старости "у царя начали страшно распухать половые органы - признак того, что он грешил беспрерывно в течение пятидесяти лет (с трехлетнего возраста что ли? - авт.); он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев, и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни" [2], с. 85. Ведя такую беспорядочную половую жизнь, трудно не заразиться какими-либо венерическими болезнями, например сифилисом. Однако, "антрополог М.М. Герасимов в одной из своих статей решительно отмел подобные домыслы (о болезни Ивана Грозного сифилисом - авт.) - на костях скелетов (царя Ивана IV и его сына царевича Ивана - авт.), в том числе и черепе Ивана IV, не было следов указанных заболеваний - за двадцать лет болезни они должны были образоваться" [4], с. 69.

Наука ставит нас перед фактом: Иван Грозный не болел венерическими заболеваниями. Значит, тезис о половой распущенности царя миф, распространяемый иностранцами, очевидно с целью очернить русского царя, а через него и все Московское царство. Возможно так же, что этот миф был одним из пунктов программы по очернению династии Мономашичей, проведенной в жизнь пришедшими к власти в 1613 г. боярами Романовыми. Подобное очернение Мономашичей было необходимо Романовым, чтобы отвлечь внимание внутренней и международной общественности от того факта, что на престол вступил нединастический царь, загадочным образом обошедший на выборах Земского собора потомка Владимира Мономаха - князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который освободил Москву от польских оккупантов.

Но возможно и другое объяснение этой "медицинской аномалии". Как следует из анализа зубов царя Ивана Васильевича, он умер в молодом возрасте. Вероятно, к моменту смерти молодой царь просто не успел заразиться каким-либо венерическим заболеванием. А потому, и следы сифилиса, которые должны были бы остаться на его скелете, просто отсутствуют.

В останках царя Ивана Васильевича, захороненного в дьяконнике Архангельского собора, обнаружено повышенное содержание ртути - до 1,3 мг. А естественный фон ртути в организме человека не превышает нескольких сотых миллиграмма [4], с. 68. Изучение останков царя Ивана ставит нас перед историческим фактом: этот человек не болел сифилисом, а следовательно, он и не лечил эту болезнь с использованием ртутной мази, которая использовалась в средние века для лечения данной болезни. И если не будут найдены другие доводы для того, чтобы объяснить причины попадания ртути в организм молодого царя, придется признать, что царь Иван Васильевич был отравлен! А если к этому прибавить факт наличия в останках повышенного содержания мышьяка [4], с. 68, то отравление царя становится более чем вероятно.

И если перед нами не ложная гробница (возможно, что кому-то будет проще "признать" некрополь подложным, чем отказаться от образа тирана Ивана Грозного, и приступить к тяжелой ревизии своих взглядов на историю XVI в.), то получается, что на Руси было два царя Ивана Васильевича. Первый царь Иван Васильевич ("Грозный-1") - сын князя великого Василия III, родившийся в 1530 г. и ставший в 1547 г. первым русским царем (его надгробие в соборе сегодня отсутствует). Второй, молодой царь Иван Васильевич ("Грозный-2"), умерший в 1584 г. и захороненный в дьяконнике Архангельского собора. Данный пример является ярчайшей иллюстрацией того, как исторический факт (останки молодого человека в могиле) подменяется историографическим мнением о 53-летнем Грозном царе.

Подведем предварительные итого: на Руси было два царя Ивана Васильевича. Первый ("Грозный-1") - сын князя великого Василия III, родившийся в 1530 и ставший в 1547 г. первым русским царем. Второй ("Грозный-2"), молодой царь Иван, умерший в 1584 г. Кто он? Был ли он Мономашичем или представителем совсем иной, неизвестной нам династии, сказать пока не представляется возможным. После его смерти, несмотря на то, что был законный наследник - малолетний царевич Дмитрий, разгорелась борьба за престол. Борьба разгорелась между Нагими (родственниками царевича Дмитрия, со стороны его матери) и царевичем Федором (вероятно сыном "Грозного-1"), за которым стоял его шурин Борис Годунов. Победила клика Федор - Ирина - Борис. Царевич Дмитрий был убит.

Сказанное влечет за собой череду сложный вопросов, касающихся не только династических проблем, но и фундаментальных вопросов отечественной (да и мировой) истории. Что в действительности представляла собой опричнина? Чем она была порождена? Кто был ответственен за нее? Не означал ли раздел нашей страны во время опричнины на два противостоящих лагеря проявление гражданской войны? Кто устроил кровавый террор, уничтоживший многие рода Мономашичей? Кто такой князь великий Симеон Бекбулатович? Ответить на эти и многие другие вопросы сейчас невозможно. Думается, что в рамках традиционных представлений ответов на эти вопросы найти не удастся. Нужно отказаться от привычных, но ошибочных представлений, от "истин", вдруг оборачивающихся мифами. Остается надеяться, что дальнейшее непредвзятое изучение нашей истории прольет свет на события той далекой эпохи.

Приложение

Захоронения жен Грозного царя

Интересную информацию для размышления над выше освещенным и, безусловно, сложным вопросом отечественной истории, могут дать захоронения жен Грозного царя (далее, когда речь будет идти о фактах принятых в традиционной историографической схеме, автор, стараясь абстрагироваться от принятого образа Ивана Грозного, будет называть его Грозным царем). Считается, что у Грозного царя было шесть законных жен, не считая официальной сожительницы Василисы Меленьтевой.

Четверо из шести жен Грозного царя были захоронены в Вознесенском соборе Вознесенского женского монастыря Московского Кремля. Это: Анастасия Захарьина, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Мария Нагая. В 1929 г., перед разрушением Вознесенского монастыря, саркофаги княгинь, княжон, цариц и царевен были перенесены в подклеть Архангельского собора, где они и находятся по сей день.

На крышки белокаменного гроба царицы Анастасии, первой жены Грозного царя, читаем: "Лета 7068 месяца августа в 7 день в средоу на памят преподобного мученика Доментияна в пятый час дни преставис благоверная царица великая кнеини Анастасия Ивана Васильевича всея Руссии" [4], с. 150.

На крышки гроба царицы Марии, второй жены Грозного царя, написано: "Лета 7078 сентября 6 седьмы час нощи преставися благовернаго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси благоверная царица великая княгиня Мария" [4], с. 152.

Эпитафия гроба царицы Марфы, третьей жены Грозного царя, гласит: "В лето 7030 (вероятно, в [4] содержится опечатка, очевидно, на крышки саркофага указан 7080 год - авт.) ноября в 14 день государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси преставис благоверная христолюбивая царица великая княгиня Марфа на память святаго апостола Филипа на первом часу дни" [4], с. 152.

Четвертой женой царя стала Анна Алексеевна Колтовская, на которой Грозный царь женился в апреле 1572 г. В 1574 Анна Колтовская была пострижена в Тихвинский монастырь под именем Дарья. Она умерла в 1627 г. Сегодня, среди надписанных женских саркофагов стоящих в подклети Архангельского собора, гроб с именем царицы Анны Колтовской отсутствует.

В начале 1575 г. царь женился на Анне Григорьевне Васильчиковой, но уже через полгода развелся с ней. Анна Васильчикова была пострижена в монастырь, где и умерла в 1577 г. Как и в случае с Анной Колтовской, гроб Анны Васильчиковой среди женских захоронений отсутствует. В "Дневнике вскрытия захоронений бывшего Вознесенского монастыря в Московском Кремле" 1929 г. захоронения Анны Колтовской и Анны Васильчиковой также не упоминаются [4], с. 183-204. В рамках традиционной историографической схемы истории России XVI в. отсутствие гробниц Анны Колтовской и Анны Васильчиковой не вызывает вопросов. Бывших жен царя Ивана Грозного, вероятно, хоронили в тех монастырях, где они умерли. К тому же они были не вполне законными женами. Дело в том, что православие разрешает только три брака.

В 1580 г. Грозный царь женился шестой раз на Марии Нагой. На ее гробе написано: "Лета 7119 месяца июня в 28 преставися раба божия инока царица Мария Федоровна всея Русии царя Ивана" [4], с. 155. Удивляет тот факт, что в эпитафии, царь Иван, упомянут без отчества. Царица названа по имени и отчеству, а царя назвали только по имени. Что за фамильярность в отношение с покойным царем? В XVI-XVII вв. "вичевать" (использовать в обращении не только имя, но и отчество человека) можно было только представителей царского рода и особо приближенных к царю людей. Да и приближенных людей позволялось "вичевать" только с разрешения царя. А в данной эпитафии царя Ивана назвали без отчества. Это указывает либо на то, что данный царь Иван был столь нелюбим Семибоярщиной (правительством бояр), что они решили его унизить подобным образом. Либо это указывает на то, что данный царь Иван не принадлежал к высокому роду Калитовичей.

Учитывая тот факт, что в 1584 г. умер молодой царь Иван Васильевич ("Грозный-2"), можно с уверенностью сказать, что у него не могло быть шести жен. Скорее всего, у него была только одна жена - Мария Нагая, которая родила ему одного сына, царевича Дмитрия Углического.

Вполне возможно, что царицы Анастасия Захарьина, Мария Темрюковна и Марфа Собакина были тремя женами царя Ивана Васильевича ("Грозного-1"). В этом случае пропадает историческая проблема с царем-многоженцем, которую в рамках традиционной историографической схемы эпохи царя Ивана Грозного пытаются объяснить тем, что последние три жены царя Ивана были не законными. Однако, в эту "стройную" концепцию "незаконности" жен не укладывается текст эпитафии саркофага Марии Нагой, в котором она названа царицей. Если Нагая незаконная жена, то она не и царица. А если она царица, то она законная жена. И гипотеза о том, что образ Грозного царя, это "сумма" нескольких царей, позволяет избавиться от противоречия, которое возникает из-за надписи на гробе царицы Марии Нагой.

Список использованной литературы

1.Андреев А., Белецкая В. Загадки гробницы Ивана Грозного. Журнал Огонек, №12, 1964.

2.Горсей Джером. Записки о России. XVI - начало XVII в./Под ред. В. Л. Янина; Пер. и сост. А.А. Севастьяновой. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 288 с.

3.Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. - М.: Вече, 2003. - 544 с. (100 великих).

4.Панова Т.Д. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. - М.: Индрик, 2003. - 224 с. + ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий